Тракційна та мануальна терапія хворих середнього та похилого віку з остеохондрозом попереково-крижового відділу хребта

25.03.2015 Публикации Комментарии к записи Тракционная и мануальная терапия больных среднего и пожилого возраста с остеохондрозом пояснично-крестцового отдела позвоночника отключены

С возрастом увеличивается количество больных с остеохондрозом позвоночника и его клиническими проявлениями (Подрушняк 1987, Повознюк 1994). В связи со значительным старением населения актуальной задачей для современной геронтологии и гериатрии является разработка методов диагностики, лечения и профилактики данной патологии. В последние годы в лечении остеохондроза позвоночника все шире используются немедикаментозные методы — особенно мануальная и фракционная терапия. Доказана их эффективность у людей молодого возраста, что привело к применению данных методов без надлежащего научного обоснования у людей старшего возраста и, соответственно, увеличение осложнений — переломов тел позвонков, возникновение новых протрузий диска, проявлений нестабильности на уровне позвоночных подвижных частей. До сих пор не изучено влияние фракционной и мануальной терапии на функциональное состояние позвоночника и мышц спины, отсутствует научное обоснование оптимальных режимов и методов фракционной терапии у людей старших возрастных групп, не разработан дифференцированный подход к использованию данного метода в зависимости от характера структурно-функциональных нарушений мышечного корсета позвоночника, выраженности болевого синдрома. Для решения данной проблемы в последние годы появилось очень много различных устройств и аппаратов фракционной терапии.

Контроль процесса субъективный. В центре реабилитации Ровно мы провели апробацию фракционного аппарата «ЕЛЬТРАК-471» у больных с остеохондрозом пояснично-крестцового отдела позвоночника, который состоит из электронного аппарата компьютерной технологии и кушетки для вытяжения «МАНУМЕД» с накатистой поверхностью, которая исключает трение корсета, бедер и ног во время процедуры. Сила вытяжения измеряется путем компьютерного контроля и постоянно сравнивается с заданной величиной. Любое отклонение от заданной величины корректируется. Сила вытяжения осуществляется от 15 до 900 Н (1.5-90 кг).

Для апробации данного метода мы обследовали 25 пациентов в возрасте от 60 до 74 лет. Из них:

• 7 — с преимущественно нейродистрофическими изменениями;
  • 5 — с мышцетоничнимы расстройствами;
  • 12 — со смешанными формами.

Все пациенты имели болевые ощущения в состоянии покоя в области поясницы, которые в 75% значительно усиливались при переходе в вертикальное положение, а также снижение амплитуды движений в поясничном отделе позвоночника. Общая амплитуда движений составила в сагиттальной плоскости 12.8 + 2.1 градуса; в передней плоскости 8.6 + 1.6 градуса. Всем пациентам проводилось ренгенообследованияпояснично-крестцового отдела позвоночника, которое выявило следующие функционально-структурные нарушения: при остеохондрозе позвоночно-двигательного сегмента (ПДС) L4-I5; I5-S1 — уменьшение высоты между позвоночного диска в 16-20%, наличие краевых костных разрастаний на уровне этих сегментов у 15% пациентов. Больные, которые имели нестабильность и грыжи диска в количестве 12% были исключены из дальнейшего лечения.

В результате проведенного лечения болевые ощущения у пациентов в состоянии покоя исчезли; в состоянии статической нагрузки на поясничный отдел позвоночника болевые ощущения уменьшились на 24%; увеличился объем движений: в сагиттальной плоскости 15.6 + 2.2 градуса; в фронтальной плоскости на 15.2 + 1.3 градуса по сравнению с базисным уровнем. Все пациенты хорошо переносили процедуру, не обнаружено побочного влияния данного метода лечения на жизненно важные системы и функциональное состояние организма. Таким образом получены предварительные результаты по использованию в комплексном лечении больных остеохондрозом пояснично-крестцового отдела позвоночника метода фракционной терапии с помощью компьютерного аппарата «ЕЛЬТРАК-471» позволили рекомендовать его для широкого применения в гериатрической вертебрологии.