Мануальна терапія і спеціалізоване мануальне ліжко «Релакс» в комплексному лікуванні вертеброгенних синдромів остеохондрозу попереково-крижового відділу хребта у людей старшого та похилого віку

Болевые синдромы в области поясницы, или люмбалгии, занимают важное место в структуре вертебрологии. Они могут быть вертебрального, экстравертебрального и висцерального генеза. По ряду всех причин доминирующим фактором в возникновении данной патологии является дегенеративно-дистрофическое повреждение позвоночника, костно-связных образований и мышц пояснично-крестцовой области.

В последние годы большинством ученых-исследователей получены положительные результаты от мануальной терапии (МТ) в комплексном лечении больных с вертеброгенной патологией. Цель нашей работы — изучение эффективности использования специализированной мануальной кровати «РЕЛАКС» в сочетании с мануальной терапией у больных среднего и пожилого возраста при рефлекторных синдромах остеохондроза пояснично-крестцового отдела позвоночника (ПКОП). Нами обследовано 65 больных остеохондрозом с пояснично-крестцовыми синдромами. Среди них было 28 мужчин и 37 женщин в возрасте от 60 до 74 лет. Клинически больные разделились следующим образом:

• мышечно-тонические расстройства — 20 пациентов;
  • вегетативно-сосудистые — 22;
  • нейро-дистрофические — 23.

Все пациенты были полностью обследованы с целью исключения грубой соматической патологии.

Ортопедическое обследование выявило различные вертебральные деформации: усиление или уплощение поясничного лордоза, сколиоза и т.д. При мануальному тестировании определяли уровень, направление, степень функционального блокирования позвоночноподвижных сегментов позвоночника, суставов, ребер; определяли состояние мышц и локализацию мышечных уплотнений в них. В 27 больных в анамнезе висцеральная патология: хронический гастрит, холецистит, хронический бронхит, аднексит, гастро дуоденит. Всем больным было проведено комплексное дифференцированное лечение с учетом выраженности болевого синдрома, клинических симптомов, стадии и степени функциональных нарушений. Лечение включало процедуру на «РЕЛАКСе» и мануальную терапию с мобилизационными приемами. Перед сеансом мануальной терапии больного укладывали на «РЕЛАКС», фиксировали за голеностопныесуставы и за поднятые над головой руки. Пациент находился в состоянии вытяжения.

При включении «РЕЛАКС» может работать в 4 заданных компьютером режимах, разница между ними в высоте подъема валиков по вертикали, в количестве валиков, которые массируют тело пациента, в горизонтальной прокрутке, в силе давления на поверхность тела, в остановке в проекции блокированных участков позвоночника.

Продолжительность процедуры от 6 до 10 мин. Продолжительность процедуры в зависимости от возраста, состояния мышц позвоночника и его конфигурации можно увеличивать. Всем больным проводилась индивидуальная координация двигательного стереотипа, что не только ускорило процесс выздоровления, но и способствовало профилактике рецидивов заболевания. После проведенного лечения, которое состояло из 10 процедур на «РЕЛАКСе» и 5 сеансов мануальной терапии, мы наблюдали значительное улучшение состояния:

• уменьшение эластичности мышц;
  • формирование поясничного лордоза;
  • увеличение объема движений в пояснице.

Продолжительность лечения уменьшилась на 1,5-2 дня. Предложенная нами методика комплексного использования мануальной кровати и мануальной терапии позволила увеличить силу мышц — разгибателей позвоночника, укрепить связочный аппарат позвоночника, что привело к достижению новых статических и динамических навыков, увеличению объема движений, формированию физиологического поясничного лордоза, исчезновению постоянного болевого синдрома, уменьшению последнего при статических нагрузках.

Таким образом, проведение такого исследования позволило рекомендовать этот метод к включению в лечебный комплекс реабилитации в лечении больных старшего возраста с остеохондрозом пояснично-крестцового отдела позвоночника и нейро-рефлекторными проявлениями.